Городок Осиновец
Наши предки, опасаясь набегов татар, возвели здесь, на берегу реки Юг, небольшую крепость. И, чтобы Бог хранил это место от врагов, построили деревянную церковь Спаса Нерукотворного.
Среди местных жителей живет легенда, что в XVII веке донской атаман Стенька Разин с отрядом казацкой голытьбы спасался здесь в одну из зим, когда шел на Устюг. Униженный и замученный бесконечными поборами и произволом властей, народ видел в нем героя-избавителя. И в Осиновце разинцев тепло приняли, дали убежище - было это не в самую лучшую пору того бунта.
В начале XIX века на месте деревянной церкви построили каменную.
Сейчас от церкви остались одни стены. Из века в век хранила осиновская земля свои тайны и не желала их раскрывать, разве что любопытных подростков, мечтающих отыскать здесь клад или прочую древнюю диковинку, как магнитом притягивала к себе.
Только клад не всякому дается. По поверьям, хозяин его и по смерти своей бродит тихо вокруг, стережет клад строго и чутко. Да и прячут клад не просто так, а с зароком. Кто его знает, тому, мол, клад и дается в руки...
Когда недавно местные мальчишки отправились в Осиновец на раскопки, ни о каких зароках и уж тем более нечистой силе, якобы охраняющей клады и наводящей ужас на кладоискателей, они, конечно, не знали. И "археологических" заданий им никто не давал. Даже сотрудники районного краеведческого музея, которым дано право вести на месте древнего поселения исследовательскую работу, копаться в земле не рисковали. Все-таки не археологи...
Можно бы, конечно, вырыть шурф размером метр на метр. Но главная задача музейщиков - по мере сил охранять этот исторический памятник республиканского значения. Кстати, предыдущие, робкие и очень осторожные изыскания никаких особых результатов не дали.
И вот вездесущие мальчишки, подбитые "на дело" одним приехавшим на каникулы пермским сверстником, отправились в Осиновец искать клад. Что они мечтали там найти - золотые монеты, древние украшения, казацкую сабельку? Но, может, больше их манила жажда приключений?
Копаясь в земле, ребята, не подозревая того, извлекли на свет настоящую святыню, значение которой, по мнению директора местного краеведческого музея Анатолия Николаевича Пластинина, трудно переоценить. Может, именно с нее и началась история подосиновской земли, первое упоминание о которой относится к 1486 году. Именно этим временем можно датировать и возраст находки.
- Ребята нашли наперстный крест-мощевик, который называют еще энколпионом, - рассказывает А. Пластинин. - Во времена Древней Руси он предназначался для хранения мощей святых. Уникальность находки и в том, что она полностью отвечает духу русской традиции - при закладке храмов в их основание клали мощи, останки святого праведника, объявленные церковью чудотворными и нетленными. Причем в энколпион могла быть помещена лишь крупица праха всеми почитаемого усопшего современника.
Найдя наперстный крест-мощевик, мальчишки, видно, поняли его историческую значимость и отнесли в краеведческий музей. Потом на месте раскопок побывал и директор музея. В той же яме, из которой был вырыт крест, оказались кости и глиняные черепки.
По-видимому, мощи святого хранились в горшках. Что их разрушило - неумолимое время или неумелые действия юных "археологов"? Но исследование культурных слоев, под которыми найдены кости и черепки, свидетельствует о том, что сначала мощи поместили в основание деревянного храма. Когда строился каменный, мощи или не нашли, или вообще не знали, что они могут здесь быть.
Анатолий Николаевич обнаружил кирпичный строительный мусор поверх схрона. Можно предположить, что именно тогда, при закладке каменной церкви, была утрачена тайна мощей. И имя того, кому они принадлежали.
Но находка может стать своеобразным импульсом для изучения краеведами архивов, документов, исторических свидетельств той седой старины. И как знать, может, откроется нам имя еще одного праведника земли вятской...